Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Начальные классы [16]
Русский язык и литература [8]
Математика [5]
Физика [1]
Химия [0]
Биология [0]
География [0]
История и обществознание [4]
Информатика [3]
Иностранный язык [0]
Технология [0]
Музыка и искусство [0]
Воспитательная работа [4]
Главная » Методический кабинет » Русский язык и литература

"Музы огненных лет"
[ Скачать с сервера (1.75 Mb) ] 20.02.2015, 19:11

 

ТЕМА: МУЗЫ  ОГНЕННЫХ ЛЕТ

Ход урока

1.Организационный момент (приветствие, пожелание хорошей и успешной работы)

2. Мотивация на учебную деятельность.

Слово учителя: В этом году наша страна празднует 70-летие Великой Победы. Великая Отечественная война стала огромной трагедией и великим подвигом всего нашего народа. В нашей стране нет ни одной семьи, которую бы не коснулось горе, тяжесть смертельной утраты. Захватчики разрушали  города и поселки,  превращали в пепелища  села и деревни, уничтожали мирных жителей, оставляли их без крыши над головой.

3. Актуализация знаний. Постановка проблемы

«Когда грохочут пушки, молчат музы» - гласит старинный афоризм. 

Его мы взяли в качестве эпиграфа к нашему уроку.

- Ребята, а что такое муза? (Музы (др.-греч. ) — в древнегреческой мифологии дочери бога  Зевса и Титаниды  Мнемосины, либо дочери Гармонии, живущие на Парнасе богини — покровительницы искусств и наук).

- Согласны ли вы с этим высказыванием? (Нет, уже в первые дни войны появились песни и стихи. Лебедев-Кумач «Священная война», Анатолий Сафронов «Шумел сурово Брянский лес»)

- Почему поэзия стала популярна в этот период? (Выражала чувства и настроения людей)

- А какие стихи помните вы? (Твардовский «Рассказ танкиста», Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…», «Родина»)

- Какова цель нашего урока? (Познакомиться  с  поэзией военных лет и определить, какую роль играла поэзия в трудное военное время.)

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. (Поэзия военных лет)

- Прочитайте тему? (Музы огненных лет)

- Сходна ли по звучанию ваша тема с темой,  записанной на доске?(Да)

- Как вы понимаете эпитет «огненных лет»? (Военных лет)

- Какая, по-вашему мнению, поднимается проблема в произведениях военных лет? (Патриотизма, храбрости, самоотверженности, вера в победу).

Слово учителя:   Мы остановимся на нескольких стихотворениях, написанных в годы войны, с тем,  чтобы на их примере понять, в чём заключается уникальность поэзии военных лет, а также продолжим работу по формированию умения анализировать поэтические произведения.

Казалось бы, задача людей в страшное военное время – выстоять, выжить и победить, а не писать стихи, романы, пьесы. Но именно в это тяжёлое время литературе придавали большое значение. События Великой Отечественной войны стали центральной темой литературы того периода. В произведениях военных лет, конечно, был запечатлён подвиг народа. Во время войны художники слова не только создавали новые произведения. На фронт ушли более 1000 писателей и поэтов, из них более 400 не вернулось.

Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтом, у которого в судьбе «совпало — война, беда, мечта и юность». Это Константин Михайлович Симонов.(1915-1978).

4. Выступление ученика

Константин Михайлович Симонов родился 15 ноября 1915 года в Петрограде. Отец его пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим, который был военным. Детство поэта прошло в военных городках и командирских общежитиях. После окончания семи классов он поступил в фабрично-заводское училище), работал токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931 году. Так он работал два года, пока не поступил учиться в Литературный институт.

В 1938 году Константин Симонов закончил Литературный институт имени А. М. Горького. К этому времени он уже написал несколько больших произведений — в 1936 в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые стихи Симонова.

В 1939 году направлен в качестве военного корреспондента на Халхин-Гол.

Незадолго до отъезда на фронт окончательно поменял  имя, и вместо родного Кирилл взял псевдоним Константин. Причина — в особенностях дикции и артикуляции Симонова: не выговаривая «р» и твердого «л», произнести собственное имя ему было затруднительно. Псевдоним становится литературным фактом, и вскоре поэт Константин Симонов приобретает всесоюзную популярность.

С началом войны призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 году — звание подполковника, а после войны — полковника.

Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин.

Среди произведений Симонова - романы, повести, пьесы, рассказы, сценарии художественных и документальных фильмов, поэмы, стихотворения, дневники, путевые очерки.

К началу войны он был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом. Многие его стихотворения наши воины носили у себя на груди: «Жди меня, и я вернусь...», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Родина», «Майор привёз мальчишку на лафете...»

 

Слово учителя: Уже по названиям стихотворений можно судить, что стихи и война шли рядом. Война ворвалась в жизнь наших людей, и поэты стали военными корреспондентами на фронте. Послушайте, что пишет в своём дневнике писатель через месяц после начала трагедии.

«Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с маленькими узелками, девочки, молодые женщины. Это было странное зрелище — эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски. А с востока на запад вдоль дороги шли навстречу гражданские парни. Они шли на свои призывные пункты, к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли дезертирами, и в то же время ничего толком не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Их вели вперёд чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что немцы могут быть здесь, так близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей расстреливали с воздуха нем­цы, и они внезапно для себя попадали в плен».

Можно представить, в каком настроении был К.Симонов, когда писал стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...».

5. Работа над стихотворением

Прослушивание стихотворения в авторском исполнении.

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Обоснуйте свой ответ.

Тревогу

Сострадание

Радость

Страх

Восхищение                                      Я чувствую

Горе

Боль

Тяжесть испытаний

Сочувствие

а) Задание по группам:

1 группа

- Внимательно прочитайте   текст.

Ответьте на вопросы:

- Сколько частей в стихотворении? (В стихотворении две части)

- По каким строкам их можно выделить? (По начальным строкам: «Ты помнишь...»)

- К кому обращается К. Симонов? (А. Суркову)

- Предположите, кто такой Алексей Сурков? (Фронтовой друг, однополчанин, с которым поэт прошёл по дорогам войны)

- Почему К. Симонов описывает именно Смоленщину? (В первые дни войны войска с тяжёлыми боями отступали, впереди была Москва.)

- Какие картины предстают перед вами после прочтения стихотворения? (Константин Симонов на дорогах войны увидел страшную картину отступления советских войск. Перед нами предстают картины военного быта: бесконечные дожди, усталые женщины, которые хотят напоить и накормить отступающих голодных солдат).

2 группа

Внимательно прочитайте   текст

Выпишите незнакомые слова  и найдите их значения в словаре:

Кринка, Крынка -  расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока. 

Солдатка -  в дореволюционной России: жена солдата (сейчас обычно о жене солдата, ушедшего на войну; разговорное).

Тракт - большая наезженная дорога (первоначально – почтовая), (устаревшее). 

Верста – русская мера длины, употреблявшаяся определения расстояний между населенными пунктами (полосатый столб на дороге).

 Погост - кладбище, обычно сельское (в старину - церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем). 

Околица - изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни.

Просёлок - грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.

Салоп -  широкое женское пальто с пелериной, с прорезями для рук или с короткими рукавами.

Плисовый, Плис - хлопчатобумажный бархат. 

Пажить - луг, пастбище, на котором пасётся скот (устаревшее). 

3 группа

Внимательно прочитайте   текст

- Найдите изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении

Эпитеты

«Бесконечные, злые дожди», «усталые женщины», «дорожной тоской», «со вдовьей слезою», «бабьим чутьем», «за горькую землю»

Метафоры

«Слезами измеренный», «Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз», «крестом своих рук», «пули милуют», «идут голоса»

Сравнения

«...Как кринки несли нам усталые женщины, / Прижав, как детей, от дождя их к груди...», «Весь в

белом, как на смерь одетый старик»

 

Женщины хотели напоить и накормить солдат, потому что в каждой семье кто-то ушел на фронт

Повтор

«Деревни, деревни, деревни с погостами…»

 

Автору виделись кладбища, потому что вокруг было много смертей /// Повтор изобразительное средство , которое воздействует на чувства читателей

Олицетворение

«Мы вас подождём!» — говорили нам пажити. // «Мы вас подождём!» — говорили леса.

 

4 группа

  - Объясните значения строф и выражений:

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих.

(Молятся, чтобы спасти Россию. Церковь раньше была отделена от государства и фактически запрещена, поэтому почти все жители были неверующими. Молятся вместе, сообща)

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала: — Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

(Войска отступают, но жители, которые остаются на оккупированной территории, верят, что войска вернутся и прогонят фашистов с Русской земли.)

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз.

(В старину на проезжих дорогах через каждую версту стояли полосатые верстовые столбы, обозначающие расстояние. Война принесла много горя и слёз).

6. Фронтальная работа с классом (итог)

- Ребята, давайте обратимся к тексту и найдем, что такое Родинадля поэта? Прочитайте

 (...всё-таки Родина —

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти просёлки, что дедами пройдены...)

- Как вы понимаете эти строки?

- Прочитайте последнюю строфу.

-Чей образ предстаёт в последней строфе?

(Это образ русской женщины).

- Образ русской женщины сливается с образом Родины. Именно на плечи женщин лягут многие тяготы войны. Они будут пахать, сеять, делать снаряды, недосыпать, недоедать, чтобы приблизить долгожданную Победу.

- Что значит, по-вашему, любить Родину?

- Какой период войны описан в этом стих – и?

(Начало войны – самый сложный и тяжелый период войны).

- Какую проблему открывает нам автор?

(Как тяжело оказаться на дорогах войны, как тяжело смотреть на людей, которые страдают от потери близких и это еще тяжелее, чем воевать, как тяжело терять товарищей и осознавать, что по родной русской земле шагает беспощадный враг).

- К чему призывает читателя автор?    (Верить в победу).

 

Учитель:  Говоря о поэзии,  нельзя  не сказать о музыке военных лет.  В годы войны многие стихотворения  уже в первые дни-месяцы войны стали песнями. Музыка и поэзия - музы огненных лет, которые  в минуты отдыха позволяли  расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогали мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники.

Поэзия, окрашенная музыкой, и музыка, одухотворённая поэзией. Как  они были необходимы солдатам на войне.

Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие.

Считалось, что фронтовая песня - это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец - песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

7. Стихотворение «Жди меня»

Сейчас мы познакомимся ещё с одним стихотворением  К.Симонова «Жди меня». Это стихотворение Константин Симонов написал в 1941 году, оно посвящено любимой женщине, жене,  Валентине Серовой. Оно вскоре стало песней, которую  пели, надеясь  выжить, вернуться домой.

Прослушайте песню « Жди меня» (Показ видео  «Жди меня»)

Учитель: Подумайте, в каких строках заключена основная мысль? (Основная мысль заключена в первой  строчке: «Жди меня и я вернусь»)

Учитель: Перечитайте стихотворение  про себя и представьте лирического героя

- Каким вы увидели лирического героя?

(Лирический герой этого стихотворения простой солдат)

Учитель:  Каково его душевное состояние? Какой он человек?

(Он хочет выжить, вернуться домой, надеется, верит)

Учитель: Это стихотворение - послание любимой жене, написано сдержанным языком. Нет здесь нежных слов, признаний в любви. Но мы ощущаем силу чувств поэта.

- Почему поэт обращается со страстным призывом «только очень жди»?

(Поэт обращается с призывом для того, чтобы чувствовать сильную поддержку, ему нужна вера, что всё хорошо закончится)

Учитель: Найдите строки, где автор выражает надежду на то, что ничто не должно поколебать веру любимой?

(Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут...)

Учитель: Да, ни погода, ни настроения окружающих не должны поколебать эту веру.

- Во что верит автор, когда просит ждать его даже когда самые близкие – мать, сын, друзья – устанут ждать?

(Автор очень верит, что именно любовь спасёт его)

Учитель: Найдите строку, где автор упоминает о смерти.

(Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло.)

Учитель: Почему автор говорит «смертям», ведь смерть бывает одна? Верно ли звучит эта фраза применительно к войне?

(От ран, взрывов, болезней, холода, голода. Много людей – много и смертей.)

Учитель: Почему это стихотворение стало близким каждому солдату на поле боя, в тылу врага, в военном госпитале, каждой женщине – матери, сестре, любимой?

(Оно написано простым, понятным всем языком)

Учитель: Прочитайте стихотворение ещё раз, попробуйте ответить на вопрос: в какие моменты жизни может вспомниться это стихотворение?

(Эти строки можно вспомнить во время военных действий, длительных командировок, службы в армии)

Учитель: В чём же сила этого произведения? (Вселяет надежду, учит ждать, вопреки всему)

Учитель: Сегодня мы познакомились с некоторыми произведениями, созданными в годы войны. Какое значение имела  поэзия и музыка военных лет?

(Стихи и песни вдохновляли бойцов на подвиги, были боевым оружием против врага… Поднимали дух бойцов, подбадривали их…)

Учитель: Прошло много лет с того времени, как кончилась война, как были написаны поэтические строки о ней.

- Почему же до сих пор музы огненных лет волнует нас?

– Какая, по вашему мнению,  проблема поднимается в этих произведениях?

 (Проблема патриотизма, храбрости, мужества, воинской доблести, чести).

- Считаете ли вы, что эта проблема является и сегодня актуальной?

- Какими событиями, произошедшими в современной истории, вы можете это подтвердить?

(События в Афганистане, Чечне, Северной Осетии, Украине)

Стихи и песни военных лет!.. От самых первых выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну, прошагали они в боевом солдатском строю.

Там, в далёком ожидании ослепительного мая, окопная поэзия не забыла составить духовное завещание потомкам, как это сделал Сергей Поделков в стихотворении «Сыну».

Всё можно в жизни поменять, всё можно:

На кенаря – коня, на посох – дом.

Всё можно потерять неосторожно – 

Рассудок, время и друзей притом.

Всё можно позабыть – нужду и горе,

И клевету, и первую любовь.

Всё можно дать взаймы на срок – и вскоре

И хлеб, и деньги возвратятся вновь.

Хочу в тебе найти единоверца,

Чтоб к внукам шла связующая нить:

ОТЕЧЕСТВО, как собственное сердце,

Нельзя забыть, дать в долг иль заменить!

Учитель:  Что, по-вашему, включил автор в понятие ОТЕЧЕСТВО?

(Это и Родина, и родная земля, и русская поэзия и музыка, и, безусловно, русский язык, служивший “во дни сомнений” поддержкой и опорой)

Учитель: А, что для Вас значит Отечество?

Напишите синквейн

Основное понятие Отечество

Прочтите свои заметки

Учитель: 

- Вернемся к эпиграфу. Что можно ответить на этот афоризм?

(Можно сказать, что и поэзия и музыка воевали в годы Великой Отечественной войны?)

Домашнее задание:

1.Стихотворение «Ты помнишь, Алёша,…выразительное чтение наизусть

2. Подготовить рассказ: « След войны в моей семье»

 

 

 

Категория: Русский язык и литература | Добавил: sch51
Просмотров: 528 | Загрузок: 20 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ВЕРСИЯ САЙТА ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Полезные ссылки
  • Министертсво образования и науки РФ
  • Рособрнадзор
  • Управление образования Брянская городская администрация
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Департамент образования Брянской области
  • Брянский ГИМЦ
  • Образовательный портал Брянска и Брянской области
  • Пенсионный фонд РФ
  • Брянский центр оценки качества образования
  • ГТО
  • Фонд поддержки детей
  • СтатГрад
  • Наш опрос
    Ваш любимый школьный предмет?
    Всего ответов: 663
    Copyright © 2014 Все права защищены МБОУ СОШ №51, г. Брянск, ул. Киевская, 38. Тел. 63-45-81, 63-44-53;
    e-mail: sch5120071@yandex.ru © 2018
    Сделать бесплатный сайт с uCoz